25.01.2021

INCOTERMS 2010

ИНКОТЕРМС 2010
INCOTERMS 2010

Достаточно часто приходится слышать следующие вопросы
1. Что такое Инкотермс?
2. Когда и в каких случаях применяется Инкотермс?
3. Можно ли заменить весь внешнеторговый контракт одной лишь ссылкой на Инкотермс?
4. Чем Инкотермс 2010 отличается от Инкотермс 2000?
Поэтому мы постараемся не только привести и раскрыть значения терминов, используемых в Инкотермс, но и ответь на указанные вопросы.

ИНКОТЕРМС - что это?
Понятие Инкотермс скрывает в себе формулировку - «International Commercial Terms», и если перевести дословно, то получается: «условия международной торговли».
Если же более формально выразиться, то Инкотермс – это международные правила в формате словаря, обеспечивающие однозначные толкования наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли.
Впервые правила Инкотермс были опубликованы еще в 1936 году Международной торговой палатой («Инкотермс-1936»).
В последующем правила претерпели множество правок и изменений - редакции 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000, и наконец, 2010 года.

Термины ИНКОТЕРМС
Каждый термин, используемый в Инкотермс, представляет собой аббревиатуру из трёх букв (например, EXW).
Первая буква аббревиатуры указывает на точку перехода обязательств от Продавца к Покупателю:
E - у места отправки (англ. departure),
F - у терминалов отправления основной перевозки, основная перевозка не оплачена (англ. main carriage unpaid),
C - у терминалов прибытия основной перевозки, основная перевозка оплачена (англ. main carriage paid),
D - у покупателя, полноценная доставка (англ. arrival).

В Инкотермс-2010 определены 11 терминов, 7 из них применимы к любому виду транспорта основной перевозки
1. EXW (англ. ex works, франко-склад, франко-завод) товар забирается покупателем с указанного в договоре склада продавца, оплата экспортных пошлин вменяется в обязанность покупателю.
2. FCA (англ. free carrier, франко-перевозчик): товар доставляется основному перевозчику заказчика, к указанному в договоре терминалу отправления, экспортные пошлины уплачивает продавец.
3. CPT (англ. carriage paid to…): товар доставляется основному перевозчику заказчика, основную перевозку до указанного в договоре терминала прибытия оплачивает продавец, расходы по страховке несёт покупатель, импортную таможенная очистка и доставку с терминала прибытия основного перевозчика осуществляет покупатель.
4. CIP (англ. carriage and insurance paid to…): то же, что CPT, но основная перевозка страхуется продавцом.
5. DAT (англ. delivered at terminal): поставка до указанного в договоре импортного таможенного терминала оплачена, то есть экспортные платежи и основную перевозку, включая страховку оплачивает продавец, таможенная очистка по импорту осуществляется покупателем.
6. DAP (англ. delivered at point): поставка в место назначения, указанном в договоре, импортные пошлины и местные налоги оплачиваются покупателем.
7. DDP (англ. delivered duty paid): товар доставляется заказчику в место назначения, указанном в договоре, очищенный от всех пошлин и рисков.

Кроме того, в Инкотермс-2010 также определены 4 термина, применимые исключительно к морскому транспорту и транспорту территориальных вод
1. FOB (free on board): товар отгружается на судно покупателя, перевалку оплачивает продавец.
2. FAS (free alongside ship): товар доставляется к судну покупателя, в договоре указывается порт погрузки, перевалку и погрузку оплачивает покупатель.
3. CFR (cost and freight): товар доставляется до указанного в договоре порта назначения покупателя, страховку основной перевозки, разгрузку и перевалку оплачивает покупатель.
4. CIF (Cost, Insurance and Freight) то же, что CFR, но основную перевозку страхует продавец.

Когда и в каких случаях применяется ИНКОТЕРМС?
Как мы уже отметили выше, Инкотермс – это правила, которые приняли стороны в области внешней торговли, то есть то, как и в каких ситуациях стороны поступают, какие права и обязанности несут стороны договора.
Таким образом, стороны внешнеторговой сделки могут по собственному усмотрению определить, какие термины и в каком объёме применяются к каждому конкретному договору.

Можно ли заменить условия договора ссылкой на ИНКОТЕРМС?
Инкотермс не предназначен для полной замены условий внешнеторгового договора.
Инкотермс лишь указывают, поясняет, какая из сторон договора должна осуществить, к примеру, необходимые для перевозки действия, когда продавец передаёт товар покупателю, и какие расходы несёт каждая из сторон.
Положения Инкотермс не смогут ответить на вопросы о цене товара, способе оплаты - эти условия должны быть указаны сторонами непосредственно в договоре.
То есть Инкотермс - это своего рода шпаргалка, на содержание которой стороны могут ссылаться при заключении внешнеторговой сделки.

Что важней – Инкотермс или условия конкретного договора?
Широкое распространение Инкотермс при заключении договоров международной купли-продажи объясняется тем, что они фиксируют важные коммерческие и юридические вопросы по фактическому исполнению внешнеторгового контракта купли-продажи.
Среди них можно выделить место и момент исполнения обязанностей продавца по передаче товара, переход рисков с продавца на покупателя, распределение обязанностей по оплате необходимых расходов и сборов, включая уплату таможенных платежей, получение экспортных и импортных лицензий и другие.
Для выявления и толкования базисных условий поставки необходимо обратиться к Инкотермс соответствующей редакции, на которую сделана ссылка в контракте.
Таким образом, данные правила применяются в тех случаях, когда в контракте сделана соответствующая оговорка. При несовпадении условий контракта и положений Инкотермс приоритет отдается условиям контракта.
Условия Инкотермс могут получить юридически обязательное значение для сторон, если в договоре будет сделана на них ссылка.

Инкотермс-2010 и Инкотермс-2000 - в чем отличие?
До вступления в силу с 01.01.2011 редакции 2010 года применялись правила, закреплённые в Инкотермс-2000.
Как мы уже отметили выше, в редакции 2010 года уменьшилось число терминов с 13 до 11.
Кроме того, были включены два новых термина DAT (поставка на терминале) и DAP (поставка в месте назначения) вместо существующих ранее в Инкотермс-2000 DAF (поставка на границе), DES (поставка с судна), DEQ (поставка с причала), DDU (поставка без оплаты пошлин).
В соответствии с новыми терминами, поставка осуществляется в согласованном месте назначения, а именно: по термину DAT - путём предоставления товара в распоряжение покупателя незагруженным с прибывшего транспортного средства, по термину DAP - товар предоставляется в распоряжение покупателя готовым для разгрузки (в наших условиях для перегрузки под таможенным контролем или же для таможенная очистка).
Также имеются различия в распределении расходов и рисков в FOB (франко-борт), CFR (стоимость и фрахт), CIF (стоимость, страхование и фрахт).
В Инкотермс-2000 при этих же условиях поставки риск переходил после доставки до борта судна, а в Инкотермс-2010 переход риска осуществляется после полной погрузки груза на борт судна.
Кроме того, следует отметить, что в качестве нововведения в Инкотермс-2010 указывается на возможность осуществления документооборота в виде электронных документов.